За границей находятся четыре сотни произведений искусства из российских музеев: их вернут хозяевам или конфискуют?

За границей находятся четыре сотни произведений искусства из российских музеев: их вернут хозяевам или конфискуют?

В настоящее время в разных странах проходит 27 выставок, где демонстрируются произведения искусства из российских музеев. В общей сложности это порядка 400 предметов, в том числе, полотна Тициана, Пикассо и Кандинского. Эрмитаж и другие музеи решили не отзывать экспонаты досрочно, несмотря на сложную геополитическую ситуацию. Но вернутся ли шедевры в Россию?
Уже очевидно, что геополитическая обстановка, которая складывается в мире после начала спецоперации на Украине, ударила по экономическим связям между государствами. Но как обстоят дела со связями культурными? И не получится ли так, что из-за санкций Россия недосчитается ценных музейных экспонатов? Ведь если на Западе арестовывают активы и имущество россиян, не окажется ли эта практика перенесена и на произведения искусства? Тем более, прецеденты с переносом санкций на культуру уже были.
В данный момент предметы, принадлежащие российским музеям, участвуют в 27 выставках, проходящих за границей. Об этом сообщает газета «Известия». Наиболее масштабная – экспозиция коллекции братьев Морозовых, состоящая из 200 работ. 170 из них – собственность Эрмитажа, ГМИИ имени А.С. Пушкина и Третьяковки. В общей же сложности в странах, которые поддерживают антироссийские санкции, находится порядка 400 произведений искусства.
Гастролеры из России
Музейный обмен между Россией и европейскими странами, который временно приостановили из-за ситуации с коронавирусом, относительно восстановился к концу прошлого года. Одним из крупнейших проектов в культурной сфере стала организация выставки коллекции братьев Морозовых, открывшаяся в конце сентября, среди экспонатов которой, к примеру, присутствуют знаменитая «Девочка на шаре» Пикассо и «Портрет Жанны Самари» Ренуара. Ознакомиться с экспозицией можно в парижском Фонде Louis Vuitton. Среди представленных там произведений 67 принадлежат Эрмитажу, еще 38 – Третьяковской галерее.
Предполагалось, что выставка закончится 22 февраля, однако ажиотаж вокруг нее был настолько высоким, что ее работу было решено продлить до 3 апреля. А события, которые начали разворачиваться с 24 февраля, заставили задуматься о том, вернется ли коллекция, или ее постигнет участь скифского золота. Напомним, в феврале 2014 года коллекция скифского золота, состоящая из 2 тысяч артефактов, принадлежащих крымским музеям, была вывезена на выставку «Крым: золото и секреты Черного моря» в Амстердам. Уже в следующем месяце Крым стал регионом России, но власти Нидерландов решили не передавать экспонаты ни Украине, ни крымским музеям. Коллекция до сих пор остается у них. В 2016 году суд Амстердама разрешил Киеву забрать коллекцию. Россия подала апелляцию, но она была отклонена в октябре 2021 года.
И сейчас многих волнует, не может ли Франция арестовать картины, как это происходит с недвижимостью и активами российских бизнесменов из санкционных списков.
Но Париж – не единственное место в Европе, где сейчас находятся российские картины. Так, например, около 30 работ, хранящихся в Эрмитаже, сейчас «гастролируют» в Милане, в том числе, полотно работы Тициана, а также в Риме и Флоренции. В Лондоне остаются три императорских яйца из Музеев Кремля и произведения из Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, которые показывают в рамках выставки «Фаберже в Лондоне. От романа до революции», проходящей в Музее Виктории и Альберта до 8 мая. В испанской Малаге гостят коллекции из Русского музея. В Нидерландах в конце января начала работу выставка Эрмитажа «Русский авангард. Революция в искусстве», где в числе прочих произведений (около 500) был представлен «Черный квадрат» Казимира Малевича. 4 марта нидерландский филиал Эрмитажа объявил о прекращении сотрудничества с петербургским музеем, однако картины удалось своевременно эвакуировать, и сейчас они уже вернулись в Россию.
Застрявшие картины
Изначально Эрмитаж выступил с требованием вернуть картины, которые находятся в Италии, не дожидаясь сроков окончания выставки, но спустя неделю руководство музея передумало. Чем обусловлено такое решение, не вполне понятно, но, вероятно, в Эрмитаже посчитали, что повода для паники пока нет.
А вот Екатеринбургскому музею изобразительных искусств, который хотел вернуть картины с выставки «Кандинский, Малевич и русский авангард» в корейском Седжоне, было отказано в такой просьбе. Номинально музей, принимающий экспонаты, вправе пойти на такой шаг, ведь договор подписывается на конкретный срок. Полотна Кандинского, Малевича, Гончаровой, Ларионова и других художников будут экспонироваться в Седжоне до 17 апреля. Хотя, как правило, такие запросы обычно удовлетворяют – во избежание испорченных отношений. Например, в Италии так и поступили, но, как уже упоминалось выше, Эрмитаж отозвал свою заявку.
Но нельзя исключать, что Южная Корея отказала в преждевременном возврате картин из-за проблем с логистикой: доставить предметы искусства по воздуху сейчас не получится из-за санкций, а везти их наземным путем будет слишком дорого.
Как отмечают источники, знакомые с ситуацией, едва ли французская сторона планирует арестовать эрмитажную коллекцию до окончания конфликта на Украине. В стране действуют довольно жесткие гарантии возврата произведений искусства, а предметы из России защищает специальный закон. Но с доставкой картин обратно в Россию действительно могут возникнуть затруднения. Безопасно перевезти их с учетом режима закрытого неба – большая проблема. Придется или искать альтернативные маршруты, или договариваться с французскими властями об организации специальных коридоров для вывоза произведений.
Произведения, выставляющиеся в Великобритании, формально также в безопасности. В соответствии с уставом британского департамента цифровых технологий, культуры, медиа и спорта, «объекты, предоставленные из-за границы на временные выставки в музеях Великобритании, защищены от конфискации судами Великобритании, если они выставлены в музее или галерее и были одобрены министром культуры».
Бесценные полотна
В какую сумму оценивается стоимость принадлежащих российским музеям произведений, которые остаются за границей, довольно сложно, поскольку большинство картин ни разу не выставлялись на аукционы. В любом случае, здесь можно с уверенностью говорить о миллиардах долларов. И среди них есть полотна, которые настолько важны для мировой культуры, что допустить их попадания в частные руки не позволит никто – ни Россия, ни Франция, ни какая-либо другая страна. А значит, призывы некоторых радикально настроенных французских публицистов к конфискации коллекции и продаже картин с целью выручить деньги для помощи Украине – не более чем демагогия. По крайней мере, это относится к работам Пикассо, Сезанна и других европейских мастеров. У русских авангардистов столь высокого статуса нет, но и им, видимо, вряд ли что-то угрожает, ведь едва ли музеи из других стран захотят портить отношения с Россией. Это можно объяснить даже сугубо коммерческим интересом: выставки приносят музеям основной доход, а также помогают привлечь внимание к искусству. А если Россия не будет демонстрировать за рубежом свои экспозиции, это будет существенной потерей. Поэтому, скорее всего, картины скоро вернутся в Эрмитаж и другие российские музеи.