Власти Мордовии не сделали ничего, чтобы осудить антироссийскую риторику Болькина

Власти Мордовии не сделали ничего, чтобы осудить антироссийскую риторику Болькина

В 2019 году в Мордовии инязором эрзянского народа избрали Александра Болькина, который живет… в Киеве. Через несколько месяцев он был коронован в столице Украины. Событие получило международный резонанс. Новый «князь» оказался явным сторонником украинских националистов. Однако ни власти республики, ни общественные организации как будто этого не замечают. Неужели и правда его «инязорство» было согласовано на высоком уровне?
Форрест Гамп задавал себе фундаментальный вопрос: «Есть ли у каждого своя судьба или всех нас носит ветер по жизни, как перекати-поле?» Почему один homo sapiens становится героем, другой предателем, а большинство людей составляют начиненный заурядностью планктон социума?
Есть две мордовские народности – мокша и эрзя. Эрзянин Александр Болькин никогда не погружался в философские глубины сознания и был классическим перекати-полем эпохи СССР, где рожденный в одной части державы мог запросто сменить место жительства и коптить воздух за тысячи километров от родины.
Болькин родился в 1958 году в Мордовии и в 20-летнем возрасте волею жизненных обстоятельств оказался на Украине. Если бы тогда, в 1978 году, кто-то сказал ему, что через 40 лет он будет жить на независимой Украине, станет инязором (князем) эрзянского народа, а Россия и Незалежная окажутся по разные стороны серьёзного конфликта, он бы не поверил и счел предсказателя психически больным человеком.
Но история рождает и не такие причудливые выверты.
Перестройка, инициированная Горбачевым, подняла на поверхность давно осевшую муть национального самосознания. На Украине этот процесс проходил радикально и быстро.
В 1990 году Болькин познакомился в Киеве с бывшим диссидентом и будущим Героем Украины Вячеславом Черноволом, создавшим Народный Рух. В его голове что-то щелкнуло, и Болькин вдруг понял, что рожден… бороться за освобождение эрзянского народа от гнета России.
Еще до развала Советского Союза в Мордовии появилось национальное общество «Масторава», попытавшееся обострить национальный вопрос. В разгульные 90-е оно выдвигало даже близкие к сепаратистским лозунги.
Эрзянское крыло национального движения всегда было более радикальным. В 1999 году эрзянские активисты подняли из исторических глубин титул инязора (князя, единовластителя). В течение 10 лет инязором избирался скандально известный в Мордовии Григорий Мусалев, взявший себе национальное имя Кшуманцянь Пиргуж.
В 2019 году произошел большой конфуз. Инязором неожиданно избрали Александра Болькина, начавшего именовать себя не иначе как Сыресь Боляень.
Конфуз действительно был велик.
Во-первых, Болькин, по-видимому, был гражданином недружественной (мягко говоря) Украины.
Во-вторых, Болькин представлял собой одиозную фигуру почти экстремистского толка, близкую к национал-верхушке украинствующего радикализма. Годом ранее Болькин при поддержке живущих на Украине националистов создал общественное движение «Свободный Идель-Урал» (недавно признано в России нежелательной организацией) и провозгласил курс на объединение российских поволжских республик в государство «Идель-Урал», идею которого вынашивал еще Гитлер. К моменту избрания инязором Болькин успел прославиться и акцентированием внимания мирового сообщества на политике угнетения коренных народов России, в том числе мордовских народностей. Это явно был лживый, конъюнктурный тезис, но его благосклонно приняли западные слушатели. Кроме всего прочего, Болькин принимал участие в украинской АТО, поддержав геноцид жителей Донбасса.
В-третьих, выборы инязора прошли в политически куртуазной Мордовии, где, зная о том, кто такой Болькин, его кандидатуру поддержали 12 из 18 эрзянских старейшин. Повторим, кандидат в князи в это время находился в Киеве.
В-четвертых, церемония коронации (инаугурации) прошла не в Мордовии, а в столице Украины. В ней принимали участие экс-инязор Григорий Мусалев и известные политические деятели Украины – экс-спикер Верховной Рады Андрей Парубий, секретарь Комитета по иностранным делам Верховной Рады Соломия Бобровская; муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» Саид Исмагилов; член признанного экстремистским и запрещённым Меджлиса крымскотатарского народа* Эскендер Бариев и другие.
В Мордовии нам рассказали, что в современных условиях статус инязора ничуть не официальный и имеет чуть ли не опереточный, театрализованный смысл. Ни полномочий, ни власти у инязора нет. Избирается он тоже весьма своеобразно. Инязора можно рассматривать как лубочную вывеску, условный символ, имеющий отношение к эрзянской народности. Но русофобам, похоже, было достаточно и этого. Взяв Болькина, они сконструировали на его основе образ чуть ли не официального лидера эрзян, их полномочного представителя, артикулирующего их интересы. Сам Болькин не скрывает, что международные финно-угорские организации не признают статус инязора.
Избрание в качестве инязора такой фигуры и коронация Болькина в Киеве – победа мизерного числа эрзянских активистов и Украины, сделавшей свою территорию местонахождением национального «лидера» эрзян.
Так кучка людей при поддержке враждебного России государства сделала возможным полный провал политики внутрироссийских структур, которые, по идее, должны оказывать критическое влияние на национальные процессы.
Их тотальные бездействие и индифферентность продолжались и после электорального триумфа Болькина. В апреле прошлого года эрзянский инязор в составе украинской (!) делегации приехал на очередную сессию форума ООН по вопросам коренных народов. Ему дали слово, и он выступил с жесткой риторикой не забыв покритиковать Россию. Болькин впервые говорил в ООН на эрзянском языке и вошел в историю. Присвоив себе право вещать от имени всех эрзян, он заявил: «Эрзяне… не могут выжить в Российской Федерации. Только международное давление на Москву может защитить нас от последней фазы этноцида». Он констатировал не реалии, а то, что ждали от него западные покровители.
Этот фантастический в своей дикости конфуз (а мы рассказали не обо всех его нюансах) четко очерчивает ареал провала мордовских и российских структур, отвечающих за идеологию и национальную политику. Не исключено, что все гораздо хуже. «По некоторым сведениям, «инязорство» Болькина было согласовано на высоких общественных мордовских уровнях», – комментирует ситуацию информированный министр мордовского правительства Александр Пыков.
Бывший мэр Саранска Петр Тултаев, недавно ставший сенатором, с 2009 года возглавляет Ассоциацию финно-угорских народов России». Его реакция на избрание и антироссийскую деятельность Болькина – нулевая. Резонный вопрос: почему?
Экс-глава Мордовии и Самарской области Николай Меркушкин с сентября 2017 г. является спецпредставителем Президента по взаимодействию со Всемирным конгрессом финно-угорских народов. Результат работы тот же, что и у Тултаева.
Ситуацию с Болькиным игнорируют и государственные органы, курирующие национальные вопросы. За три года никому не пришло в голову организовать в Саранске проведение внеочередного (экстренного) Совета старейшин эрзян и переизбрать оборзевшего инязора. А пока Болькин и Украина продолжают по максимуму выжимать преференции из идиотской ситуации. Болькин, например, свободно ведет антироссийскую пропаганду в саранских соцсетях. Никто в республике на это не реагирует.
История учит, что пофигизм в национальных вопросах, демонстрируемый, в частности, в Мордовии, может дорого обойтись в будущем.