В Санкт-Петербурге стартует проект «Седьмая симфония. Партитура памяти»

В Санкт-Петербурге стартует проект «Седьмая симфония. Партитура памяти»

80 лет назад, 1 мая 1942 года, музыканты блокадного Ленинграда возобновили концертную деятельность в легендарном здании Большого зала филармонии. Оркестр Радиокомитета под управлением Карла Ильича Элиасберга был единственным оставшимся тогда в городе симфоническим коллективом, который потерял в блокадный период более половины своих музыкантов.
Состоявшееся 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича стало не просто значимым эпизодом культурной жизни страны, а, пожалуй, главным социально-политическим событием военного времени. Теперь Санкт-Петербургская филармония решила воссоздать культурную летопись, чтобы вспомнить то уникальное событие. Это стало возможным благодаря спонсорской помощи компании «Роснефть». При её поддержке филармония с 2015 года организует масштабные культурные проекты, направленные на возрождение духовных и национальных ценностей.
Сотрудничество филармонии и компании «Роснефть» продолжится и в нынешнем сезоне.
Организаторы поведали о музейных сенсациях и интересных архивных находках, которые были сделаны в рамках работы над проектом «Седьмая симфония. Партитура памяти». Сам проект будет представлять собой «трёхчастную композицию» – научную конференцию, выставку и главное событие – концерт Академического симфонического оркестра филармонии – бывшего Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета, который состоится в Большом зале филармонии 9 августа 2022 года. Трансляции концерта пройдут в виртуальных концертных залах Тюмени, Вологды, Екатеринбурга, Пермского края и многих других точках России в начале осени. В прямом эфире мероприятие увидят жители городов, с которыми тесно связана биография Шостаковича, – в Самаре (где в эвакуации композитор завершал работу над Седьмой симфонией), Новосибирске (где 9 июля 1942 года симфония прозвучала в присутствии самого Шостаковича), а также в Ташкенте и Москве – там премьера концерта состоялась в 1942 году.
В экспозиции также будет представлена оригинальная партитура. Не забудут и имена тех, кто принимал участие в концерте, и тех, кто не смог дожить до этого момента, – все имена музыкантов представят на выставке в виде визуальной инсталляции. Как известно, из 80 заявленных музыкантов на первую получасовую репетицию Седьмой симфонии пришли всего 30 человек – у остальных участников оркестра попросту не было сил.
«Придумать проект или идею – это одно. А вот реализовать её, рискнуть, пойти на своего рода сложный амбивалентный эксперимент – это совсем другая история. И я очень благодарна филармонии, куда пришла с данной идеей ещё в ноябре 2021 года, чтобы создать именно полифоничный проект, который не будет ограничиваться лишь памятным мемориальным концертом. Хотя намеченный на 9 августа концерт, конечно же, станет кульминацией всего проекта. Я надеюсь, что всё получится», – отметила на пресс-конференции заместитель директора Санкт-Петербургского института истории РАН Юлия Зораховна Кантор.
Научную часть проекта составят всемирно известные учёные: музыковеды, историки, музеологи, специалисты по культурной памяти со всей страны. Заявки на участие в «Партитуре памяти» продолжают собирать до 9 июня.