В Эрмитаже опять воруют

В Эрмитаже опять воруют

Расположенный в Санкт-Петербурге Государственный Эрмитаж, третье десятилетие остающийся вотчиной непотопляемого Михаила Пиотровского и прославившийся в 90-е годы массовой продажей шедевров «новым русским», опять на слуху. В ходе плановой реконструкции музея куда-то таинственным образом исчезли 140 млн рублей.

Разумеется, руководство Эрмитажа тут же принялось изворачиваться и оправдываться. Дескать, никаких денег они в глаза не видели, работ у реставраторов не принимали, и вообще наклевывающееся уголовное дело – не иначе как зачистка рынка реставраторских услуг некими темными силами…

Счетная палата выявила факт ненадлежащего контроля за проведением реставрационных работ в Государственном Эрмитаже, в результате чего стоимость проведенных работ была завышена более чем на 140 млн рублей. Ведомство намерено направить результаты проверки в Генеральную прокуратуру. У Генпрокуратуры, в свою очередь, должно появиться немало вопросов к компании «Балтстрой», с которой музей и заключил контракт на выполнение реставрационных работ.

«В ходе проверки были выявлены нарушения при заключении и исполнении музеем государственных контрактов, в том числе заключенных с ЗАО «Балтстрой» в рамках проведения реставрационных работ. В частности, проверка показала, что при расчете локальной сметы ЗАО «Балтстрой» применило коэффициент накладных расходов, не предусмотренный приказом Минкультуры России от января 1984 года, что привело к завышению стоимости работ более чем на 1 млн рублей», – рассказали в ведомстве.
Кроме того, компания заменила часть материалов и работ на более дорогостоящие. Настолько дорогостоящие, что сумма затрат в общем подскочила на астрономическую сумму в 140 млн рублей.

Ревизоры полагают, что денежки тю-тю из-за того, что Эрмитаж плохо контролировал своего подрядчика. Когда работу стали проверять, то нашли, что «Балтстрой» не сделал гидроизоляцию здания. В результате на объекте сохранилось намокание стен от грунтовых вод, что несет риск утраты здания, на реконструкцию которого затрачено более 2,7 миллиардов рублей, заключили ревизоры.

В музее неделю думали над ответом, и недавно, наконец, объяснили почему реставрация Запасного дома Зимнего дворца вышла такой золотой. По версии пресс-службы музея, они до сих пор не приняли в эксплуатацию здание на Дворцовой набережной, 30. А подрядчика за недобросовестную работу уже оштрафовали на 10 миллионов рублей.

— Идут бесконечные тяжбы, в том числе и судебные, как с «Балтстрой», так и с другими подрядчиками, – подчеркнули в музее. – Мы работаем в очень сложной обстановке борьбы недобросовестных подрядчиков с добросовестными, в условиях низкого уровня качества работ многих строительных организаций, в сложном поле старых инструкций и правовых неясностей, в мире, где многие правила не выполняются.

Сейчас СКР проверяет документацию по реставрации Эрмитажа в рамках расследования о хищениях в Минкульте. Кроме питерского музея, в материалах дела фигурируют московский Новодевичий монастырь, Иоанно-Предтеченский монастырь, Изборская крепость под Псковом. Уголовные дела и новые проверки Счетной палаты свидетельствуют о переделе рынка, уверен замдиректора «Transparency International Россия» Илья Шуманов.

«Сфера реконструкции — одна из самых дорогостоящих, большое количество интересантов за пределами группы компаний "Форум". История напоминает общий проект, который направлен на зачистку рынка реконструкции. Он касается не только компаний, которые в нем работали, но и представителей власти, сейчас идет передел. Все компании, которые были связаны с представителями компании "Форум", либо с представителями Министерства культуры, или тем или иным образом аффилированы, сейчас защищаются, и все проекты подвергнуты ревизии», — отметил Шуманов.

Хотя куда больше, чем передел рынка, таинственное исчезновение 140 миллионов напоминает банальное воровство. Благо опыт у руководства Эрмитажа имеется – когда несколько лет назад комиссия Росохранкультуры заявилась в музей на предмет сверки хранящихся там экспонатов, выяснилось, что 221 уникальный шедевр ювелирного искусства куда-то запропастился. Только оценочная стоимость пропавшего составляла 5 млн долларов, а на западных аукционах за них легко можно было выручить в разы больше. Когда в прессу просочились сведения о том, что шедевры Рафаэля, Рубенса и Рембрандта, висящие в залах Эрмитажа, могут оказаться копиями, а подлинники давно уже отбыли на те самые аукционы, расследование срочно прикрыли. А слухи об отставке директора Эрмитажа Пиотровского остались просто слухами. Интересно, нынешняя пропажа 140 млн сойдет ему с рук также легко?

По материалам источников: «Коммерсантъ», «Комсомольская правда», «Правда.ру», The Morning News