Савва

Савва

Фильмов много, конечно, меньше, чем человеческих судеб, но кино ведь совсем молодо, всего слегка больше 100 лет — возраст человеческий. В истории кино бывало разное. Ученики и друзья собирали фильм из кадров, фотографий, сценарных заметок и выпускали в свет "Пассажирку" Анджея Мунка. Доснимали практически с нуля оборванную картину любимой жены "Прощание с Матёрой", так продлил творчество Ларисы Шепитько — Элем Климов. Домонтировали, доделывали фильм "И всё-таки я верую…" за великим учителем Михаилом Роммом. Были и другие случаи и ситуации. Я привёл самые яркие и главное — имеющие отношение к этому дню.

9 июня исполнится 15 лет со дня смерти Саввы Кулиша. Близкие и друзья соберутся в Овальном зале Библиотеки иностранной литературы в Москве, помянут и посмотрят очередную невиданную абсолютным большинством серию из кинозавещания Саввы — "Прощай, ХХ век! Прости…"

Савва был одним из тех, кто работал с Михаилом Роммом над "Обыкновенным фашизмом". Наверное, самым пронзительным и документальным фильмом о трагедии ХХ века. По крайней мере для 1/6 части суши это можно утверждать с уверенностью. Фильмы Лени Рифеншталь в СССР были строжайше запрещены и доступны только по спецразрешению для совсем узкого круга кинематографистов, а следовательно, увидеть и, осознав, проанализировать и сделать выводы о чуме, поразившей человечество в ХХ веке, а тем более провести параллели с другой не менее опасной чумой — могли действительно лишь единицы. Возможно именно в силу этих обстоятельств "Обыкновенный фашизм" так редко демонстрируется на наших экранах. Такая школа не проходит бесследно. Тем более она не прошла бесследно для Саввы. Его фильмы всегда были художественны и гражданственны, но ещё и на стыке с документалистикой, с использованием и в сценарной работе и, что главное, в монтаже хроники. Именно это наработанное мастерство позволило оставить нам в дополнение ко всего 6 фильмам (!) — 12-серийное завещание. Увы, тех, кто его посмотрел, прочувствовал, понял — почти нет. Фильм в России так никогда целиком и не был представлен.

Почему? Рискну дать свой ответ. Если бы там были только кадры и рассуждения Саввы Яковлевича, фильм бы прошёл, но автор, режиссёр многое видел, многое понимал и в атмосфере эйфории, овладевшей многими с середины 80-х, сумел увидеть симптомы болезней, которые затаились в обществе. Весь сериал Савва говорит, размышляет вместе с молодыми россиянами разных национальностей, конфессиональной принадлежности, социальной среды — но всех пытающихся думать и главное для режиссёра — говорящих свободно, без утайки то, что у них в головах, в душе. То, что сумел заложить в них уходящий ХХ век. В реакциях этих ребят, в том, что они говорят, есть ответы на то, что произошло и происходит с Россией. Они скрытые, но увидеть и услышать их можно. В сочетании с тем, что говорит Мэтр, с тем видеорядом, который он умело комментирует — выводы напрашиваются сами собой. Мы все больны, и до излечения, видимо, ещё очень далеко. И если у Андрея Дмитриевича Сахарова это было в мыслях и в словах, то у кинорежиссера Саввы Кулиша это очень наглядно в фильме. Визуальный эффект сильнее и доходчивее. И, несмотря на все усилия родных, НЕЦКИ — кинокомпании, созданной Саввой Яковлевичем, друзей, фильм "Прости. Прощай, ХХ век" остаётся всё ещё не вскрытым завещанием…

P.S. Нужно ли фильм видеть? Очень нужно. Особенно в наше время, когда создаётся впечатление, что мы движемся к мертвому сезону. Тихие обмены захваченными и погружение обменянных на нашей территории в тишину. Секретные разработки в лабораториях и на полигонах при всё увеличивающемся финансировании военно-технического "прогресса". Превалирование пропаганды и политики над всем. Всё это дорога к мертвому сезону… Такие фильмы нужно показать! Это необходимо, как вакцинация при эпидемии. Железный занавес не спасёт…