Сайдингом по памяти

Сайдингом по памяти

Градостроительная практика столичных властей заставляет московских старожилов с тоской вспоминать о временах Юрия Михайловича Лужкова. Казалось бы, это невозможно – сжегший Манеж и разнесший Военторг мэр категорически не подходит на роль кумира краеведов. Но все познается в сравнении – нынешний столичный градоначальник Сергей Собянин, похоже, решил превзойти предшественника в увлекательном занятии разрушения исторической Москвы.

Если в память о Лужкове остались безликие и безвкусные стеклобетонные постройки, не имеющие к облику Белокаменной ровно никакого отношения, то после Собянина город и вовсе будет напоминать чудовищно разросшийся американский поселок – весь в безликом сайдинге и плохой плитке. Но, как говорится, мы имеем такого мэра, которого заслуживаем…

Свежий скандал по поводу московского архитектурного наследия разразился по адресу Малая Дмитровка, 25. Доходный дом 1913 года — симпатичный неоклассицизм, с атлантами. Вроде бы много таких было еще недавно — но оглянешься и понимаешь: уже редкость. Подъезд дома был одним из немногих порталов Москвы с сохранившейся еще с дореволюционных времен табличкой с указанием номеров квартир. Именно здесь в 1923 году, после эмиграции, работал над романом «Пётр I» писатель Алексей Толстой. В этом же доме после революции 1917 года до конца своих дней проживал крупнейший зодчий рубежа XIX-XX столетий Федор Осипович Шехтель. Обычный, короче говоря, московский дом из старого фонда: официально не памятник, но — история.

Этот дом сейчас реконструируют — берут вентилируемый фасад (в просторечье — плитку) и обшивают сплошным ковром. До реконструкции вход в дом был украшен двумя пилястрами (колоннами), верхняя часть которых была выполнена в виде двух атлантов. Атланты там, лепнина, штукатурка — какая разница. Атлантов, говорят, даже спилили, чтобы плитку не вспучивало.

Активист движения «Архнадзор» Андрей Новичков рассказал на своей странице в Facebook о том, что уверенная рука вандала прошлась по зданию не только снаружи, но и внутри: «Весь дом выпотрошен подчистую. Не осталось даже лестничных оград. Зато будет отель…".

Реставрировать этот дом, как и сотни других, правильно и хорошо не только по эстетическим и историческим соображениям, но и ради чистой экономики. Элементарно, дом с атлантами, аутентичными дверями-окнами и покрытый качественной штукатуркой выглядит и стоит дороже — намного дороже! — чем забранный в плитку. Отель там собираются делать? Ну так отель в отреставрированном историческом здании может брать с постояльцев за сутки больше, чем покрытый безликой плиткой.

Атланты Малой Дмитровки – далеко не единственные жертвы собянинской программы уничтожения старой Москвы. Скольких красивых, уютных, прекрасных домов с богатейшей историей и удобными планировками столица уже лишилась, подсчитать невозможно. Но процесс идет дальше. Под звуки отбойных молотков неделю назад в Хамовниках, на улице Россолимо, начали разбирать очередной шедевр архитектуры — доходный дом Эггерс, построенный в 1913-1914 годах по проекту выдающегося архитектора Серебряного века Ивана Машкова.

Архитектурное наследие — столь же дорогая в ремонте и неудобная в быту штука, как и антикварный буфет. Такими вещами обзаводятся, когда есть свободные деньги. Когда свободных денег нет — антиквариат деградирует или вовсе исчезает из жизни. А это значит, что хорошая реставрация вместо сайдинга у нас появится не раньше, чем обычные люди (а не государство и не олигархи) станут богаче и здоровее. Тогда, может быть, мы успеем содрать со старых домов плитку и сайдинг — и возродить красоту.

Но скорее всего, москвичи просто останутся без культурного наследия – в прекрасном новом мире, куда нас всех так настойчиво втягивают в последние годы, нет места памяти, семейной истории и прочим предрассудкам. Распилы и откаты решают, увы.

Источники: Архнадзор, Московский комсомолец, EG.ru