«Расхитители» чужого искусства?

«Расхитители» чужого искусства?

Очередные 45 млн рублей, выделенных на реконструкцию МДП в Петербурге, ушли в неизвестном направлении. Следом за ними уйдет Мединский?

ФСБ раскрыло схему хищения еще 45.5 млн рублей, выделенных на строительство новой сцены Малого драматического театра – Театра Европы Льва Додина в Санкт-Петербурге. Как сообщает корреспондент The Moscow Post, фигуранты уже задержаны.

Уголовное дело возбуждено по ст. 159 УК РФ (Мошенничество в особо крупном размере). Кого именно задержали по делу, не сообщается, однако известно, что это могли быть лица, действующие от лица ООО «Стройсоюз СВ» и ООО «М-Проект», подрядчиков работ по строительству нового корпуса театра.

По версии следствия, деньги они могли пустить на приобретение предметов роскоши, дорогих транспортных средств и недвижимости, в том числе автомобилей Mercedes-Benz S500 4 Matic и Maybach, а также лизинг Porsche и Lexus.

Но куда ушли деньги теперь уже не так важно. Важно, кто за это будет отвечать.

«Союз» строителей и полиции?

Указанные 45.5 млн были похищены из 146 млн рублей, выделенных по договору между Северо-Западной дирекцией по строительству, реконструкции и реставрации Министерства культуры РФ (СЗД) и НАО «Театрально-декорационные мастерские» от 10 декабря 2013 года. Указанная сумма была выделена на разработку документации по строительно-монтажным работам, которой и должны были заниматься ООО «Стройсоюз СВ» и ООО «М-Проект».

Эти конторы – довольно примечательные сами по себе явления. Обе зарегистрированы в Санкт-Петербурге на частных лиц с уставным капиталом в 10 тыс. рублей. При этом гендиректор «Стройсоюз СВ» Александр Караков является одним из учредителей «М-Проекта». Он также входит в состав учредителей двух других строительных фирм – ООО «ССК» и ООО «Стройсоюз», зарегистрированных в Ленобласти.

«Стройсоюз» и «ССК» тонут в долгах, как в шелках: в отношении каждой возбуждено по 5 исполнительных производств на сумму более 3.7 млн рублей. Видимо, тоже что-то «прихватили»? Вместе с Караковым их учредителем является некто Власов Александр Петрович, ему же принадлежит 50% «М-Проекта». Остальными 25% в этой компании владеет Максим Валентинович Корнеев.

«Стройсоюз СВ» с февраля 2017 года находится в реестре недобросовестных поставщиков. На ней числится только один госконтракт… с СЗД! И сразу на 2.5 млрд рублей. Он был заключен 4 декабря 2015 года и касался как раз строительства новой сцены Театра Европы: по сути, «Стройсоюз СВ» был генеральным подрядчиком строительных работ. В реестр компанию внесли как раз за их неисполнение.

Но, похоже, тогда поживиться так и не удалось. А в нынешнем уголовном деле речь идет о контракте подряда, который был заключен еще на этапе проектирования, в 2013 году, между «Стройсоюз СВ» и генподрядчиком проектирования НАО «ТДМ».

Интересно, что «Стройсоюз СВ» сейчас оформлен на некоего Владимира Елизарова, при том, что еще в октябре 2016 года (во время действия госконтракта) собственниками были как раз Власов, Караков и Корнеев. Наибольший интерес причем представляет последний.

Максим Корнеев – партнер экс-замначальника ГУВД по СПб и ЛО Геннадия Волкова. Они вместе участвовали в капитале ООО «Ларэкс» и ООО «Рестона», а в 2015 году учредили ООО «ВПК-Система». Интересно, что сейчас в ней раскрывается только один бенефициар: 33.3% акций принадлежит… бывшему начальнику Волкова, экс-руководителю ГУВД по СПб и ЛО Владиславу Пиотровскому.

Так должен выглядеть МДТ, если его достроят

В общем, подвязки у господ Корнеева, Каракова и Власова довольно значимые. Вот только они не учли, что заниматься ими будет ФСБ, а не областная полиция – и облажались.

«Нетворческая» СЗД

Театр в данном случае является исключительно пострадавшей стороной. Строительство новой сцены уже неоднократно вызывало скандалы, а в январе 2018 года вылилось в открытый конфликт между директором и худруком МДТ Львом Додиным и новым руководителем СЗД Натальей Волынской.

Волынская в интервью крупному изданию все проблемы при реконструкции МДТ связала с «новыми идеями и желаниями» Льва Абрамовича, объяснив это тем, что он «творческий человек». На что Додин ответил гневным письмом на сайте театра.

— Может быть, Лев Абрамович и творческий человек, но ни у театра, ни у меня со времени согласования проекта театра не возникало ни одного нового желания, ни одного нового предложения по этому поводу. В ходе работы с одним из соавторов проекта Александром Боровским, а затем и со вторым соавтором проекта Михаилом Мамошиным, и с сотрудниками его мастерской все было до мелочей продумано и оговорено, — заявил он. — Каким-то образом на экспертизу был подан вариант, не вполне согласованный с театром и нарушающий целый ряд того, что было оговорено.

Лев Додин останется без театра?

В частности, СЗД почему-то лишило МДТ оговоренного репетиционного зала, нормального выхода на крышу и многих других вещей, которые были продуманы при создании проекта. Решили сэкономить? Или отмыть деньги?

Заодно Додин отметил, что Волынская сама объяснила, что «конечный пользователь», то есть театр, в процесс строительства лезть не должен, и что занимается этим как раз СЗД. То есть можно сказать, что изначально вина за проблемы при строительстве новой сцены МДТ лежит именно на СЗД, и в дирекции сами это признают. Возможно, именно из-за несогласованности проекта у подрядчика возникла возможность «попилить» деньги? И не участвовала ли в этом «попиле» сама СЗД?

Сейчас дирекция объявила повторный конкурс на подготовку рабочей документации – уже на 38 млн рублей. То есть государство вынуждено будет оплатить работы дважды. Общая же сумма контракта составляет более 2 млрд рублей. Сколько из них было похищено? И сколько еще похитят?

Куда смотрит Мединский?

Дело в том, что это уголовное дело – далеко не первое за время работы СЗД. Две недели назад стало известно о хищениях при техническом перевооружении Большого драматического театра им. Товстоногова в Санкт-Петербурге (БДТ): все та же ЗАО «Театрально-декорационные мастерские» (ТДМ) отхватила контракт на 1.9 млрд рублей. В итоге как минимум 1 млн рублей был получен ими незаконно.

ТДМ уже засветились и в хищении 50 млн рублей при поставке видео-табло на стадион «Зенит-Арена», и в скандале вокруг все того же МДТ: за проект театра архитектору Михаилу Мамошину так и не заплатили полностью. Теперь он судится с «Стройсоюз СВ», так как считает, что они использовали его работу незаконно.

Вот только судиться-то надо, пожалуй, не с подрядчиками, а уже с заказчиком. А заказчик, как мы помним, федеральное учреждение, подведомственное непосредственно министру культуры РФ Владимиру Мединскому. Кстати, конечным бенефициаром ТДМ, по ряду версий, является директор Александринского театра Григорий Попов. Который также является подчиненным Мединского и при этом, видимо, расхищает бюджетные деньги. Выходит, министр своими прямыми обязанностями вообще не занимается и за подобными «деятелями» не следит?

Мединский явно смотрит не в ту сторону?

Но Мединского финансовая сторона вопроса, видимо, не волнует – он же человек искусства, за духовность борется, фильмы западные запрещает, да свои продвигает всячески. Так, например, ради фильма «Собибор», в числе режиссеров которого он значился, министр решил сдвинуть очередную американскую картину про супергероев. Ну а что тут такого?

А «такое» тут кроется в конфликте интересов. Но Мединский заявил, что коммерческой выгоды от «Собибора» не имеет. Видимо, обошелся моральным удовлетворением.

Но черт с ними, с фильмами, с арестом Серебренникова, от которого Мединский максимально дистанцировался, с черными списками, цензурой, идиотскими идеями и лишней хромосомой, которую министр приписал всем россиянам. Но когда за счет налогоплательщиков при участии подведомственных ему структур вроде БДТ, МДТ, Эрмитажа и других, обогащаются одни люди, а другие оказываются лишенными и денег, и искусства – это уже ни в какие ворота! Закрывать на такое глаза попросту незаконно. А вот проверить Мединского на причастность, и как минимум снять с должности за несоответствие, было бы в самый раз.