Олег Дерипаска защитил свою репутацию по месту жительства

Олег Дерипаска защитил свою репутацию по месту жительства

Олег Дерипаска защитил свою репутацию по месту жительства
Миллиардер засудил на Кубани британские The Telegraph и The Times и американский The Nation за «санкционные» публикации

Оригинал этого материала
© ИА «РБК», 25.10.2019, Суд удовлетворил иск Дерипаски к трем западным СМИ, Фото: ТАСС

Любовь Порываева, Светлана Бурмистрова

Краснодарский аргумент в споре с Минфином США

Олег Дерипаска

Арбитражный суд Краснодарского края удовлетворил иск бизнесмена Олега Дерипаски, который зарегистрирован в Усть-Лабинском районе Краснодарского края, о защите деловой репутации к британским изданиям The Telegraph и The Times, а также к американскому еженедельнику The Nation.

«Удовлетворить иск в полном объеме», — говорится в электронной карточке дела.

Представители The Telegraph, The Nation и The Times на заседание не явились, передает корреспондент РБК. РБК направил запросы в эти три издания.

Адвокат Дерипаски Алексей Мельников сказал, что редакции этих изданий получили уведомления об иске: «Могу точно сказать, что они знали о сегодняшнем заседании, в редакциях получили соответствующие документы в удобной для них форме — на английском языке». Но три издания никак не отреагировали на эти уведомления. «Я лично считаю, что подобное отношение с их стороны к рассмотрению судебного спора свидетельствует об отсутствии правовых аргументов. Потому что, если издание дорожит своей репутацией, оно может найти форму, удобную для него, чтобы хотя бы изложить свою позицию», — отметил он.

Мельников требовал признать публикации недостоверными, обязать удалить их с сайтов изданий и в течение 10 суток опубликовать опровержение. По его словам, даже заголовки публикаций носят порочащий характер. «Нет ни одного уголовного дела, где Олег Владимирович был бы обвиняемым. Все эти публикации — просто нападки на его деловую репутацию», — отметил он во время прений сторон.

В заголовке материала The Telegraph — «Связанный с политиками олигарх заказал убийство банкира» — содержатся прямые обвинения в том, что бизнесмен нарушил закон. А в заголовке The Times — «Миллионер, связанный с мафией, шпионил за конкурентами», по мнению Мельникова, содержатся два обвинения: что Дерипаска состоял в преступной организации, а также указание на неэтичное поведение бизнесмена. «Шпионить за конкурентами неэтично, это осуждается в обществе», — добавил юрист, подчеркнув, что репутация его доверителя пострадала от данной публикации.

После окончания суда представитель Дерипаски сообщил РБК, что публикации, которые были рассмотрены в суде, являются «образцовым примером безответственной журналистики». «Возмутительно, что эти материалы, содержащие откровенную ложь со ссылкой на анонимные источники, были использованы Минфином США для оправдания санкций против Олега Дерипаски. Сегодняшняя победа в суде — важный шаг в иске против OFAC (Управления по контролю за иностранными активами Минфина США. — РБК). Мы твердо намерены добиться восстановления правды и справедливости», — заявил представитель бизнесмена.

В марте 2019 года Дерипаска подал в суд на американский Минфин, заявив, что санкции, под действие которых попали он и его компании в апреле 2018 года, были несправедливыми и нанесли значительный ущерб его репутации и финансовому состоянию. Бизнесмен потребовал убрать свое имя из санкционного списка и «кремлевского доклада», а также раскрыть доказательную базу, которая использовалась при введении ограничений. Свой ущерб от введения санкций бизнесмен оценил в $7,5 млрд.

ИА «РБК», 15.03.2019, «Дерипаска подал в суд на Минфин США»: Дерипаска и все его основные компании — En+ и подконтрольные ей UC Rusal и «Евросибэнерго», а также «Русские машины» и группа ГАЗ — оказались в санкционном списке Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США 6 апреля 2018 года, а незадолго до этого, в январе 2018 года, бизнесмен также оказался в так называемом кремлевском докладе наряду с другими российскими бизнесменами и чиновниками. Санкции и включение его имени в список «олигархов» нанесли значительный ущерб репутации и финансовому состоянию Дерипаски, говорится в его иске. В нынешней политической ситуации маловероятно, что OFAC справедливо рассмотрит жалобу Дерипаски в том случае, если он обратится в управление напрямую, объясняется в иске необходимость обращения в суд.

«Я потратил 30 лет своей жизни на создание компаний, которые являются крупными игроками в мировой экономике, и не позволю, чтобы эта тяжелая работа наряду с миллионами созданных рабочих мест и персональных средств была разрушена политическими интригами», — говорится в заявлении Дерипаски, которое поступило в РБК.

Обвинения OFAC, касающиеся связей бизнесмена с российскими властями и криминальной деятельности, в иске названы безосновательными. Обвиняя Дерипаску в возможном совершении преступлений, таких как отмывание денег, американские ведомства не приводят доказательств, подтверждающих нарушения, и не указывают, когда именно и где они были совершены, говорится в иске.

В частности, защита российского бизнесмена указывает, что в OFAC считают Дерипаску представителем властей России только потому, что у него якобы есть дипломатический паспорт. При этом ведомство основывается на заявлениях самого бизнесмена, не приводя дополнительных доказательств. Ответчиками по иску Дерипаски помимо Минфина США и его руководителя Стивена Мнучина выступают также OFAC и его глава Андреа Гаки. — Врезка К.ру

Суть спора с американскими газетами

В сентябре 2019 года Дерипаска направил иск по месту своей прописки в Арбитражный суд Краснодарского края против издателей газет The TImes, The Telegraph и The Nation: Times Newspapers Limited, The Nation Company LLC и Telegraph Media Group Limited. По словам адвоката бизнесмена Алексея Мельникова, в материалах этих изданий под видом фактов излагаются слухи и домыслы. «Данное решение суда будет обязательно использовано при рассмотрении в США дела о необоснованности и незаконности санкций против Олега Дерипаски», — добавил Мельников.

В частности, в июле 2012 года в газете Times вышел материал под заголовком «Миллиардер со связями в мафии шпионил за соперниками». Как сообщалось в публикации, на заседании суда в Германии бывший бизнес-партнер Дерипаски, узбекский бизнесмен Джалол Хайдаров заявил, что бизнесмен «имеет связи с Измайловской криминальной группировкой» и «использует связи в ФСБ (…) для сбора информации о конкурентах».

В статье Telegraph, также со ссылкой на Хайдарова, утверждалось, что Дерипаска мог «заказать убийство» некоего банкира, а также участвовал в подкупе «губернатора в Сибири».

The Nation в 2008 году писала, что бизнесмен приобрел Комбинат алюминия Подгорица (KAP) в Черногории, чтобы Владимир Путин, на тот момент премьер-министр России, мог «создать форпост в Средиземноморье».

Бизнесмен и его представители требовали от изданий опровергнуть эту информацию.

«ВВС — Русская служба», 25.10.2019, «Суд в Краснодаре удовлетворил иск Дерипаски к трем западным газетам. Что дальше?»: В материале издания Nation, вышедшем больше 10 лет назад — в октябре 2008 года, речь шла о якобы имевших место контактах политтехнологов из штаба кандидата в президенты США Джона Маккейна с Дерипаской. В тексте он назван «путинским олигархом».

Авторы описывали покупку Дерипаской алюминиевого завода в Черногории: по версии издания, обсуждая сделку с одним из своих приближенных, миллиардер говорил, что она была заключена по инициативе президента России Владимира Путина: «Кремлю нужна зона влияния в Средиземноморье».

Представители Дерипаски впоследствии говорили, что завод был куплен не по политическим, а по коммерческим причинам с целью превратить его в успешное предприятие. Публикация в Times вышла 9 июля 2012 года. Статья начинается с утверждения, согласно которому «один из богатейших мировых бизнесменов, имеющий связи с британской политической элитой», якобы мог быть связан с «жестоким мафиозным кланом» и пользоваться «своими контактами в российских спецслужбах».

Статья рассказывала о тяжбе Дерипаски с Михаилом Черным в Высоком суде Лондона. Черной утверждал, что был деловым партнером миллиардера, и требовал компенсацию за 13,2% акций «Русала». Дерипаска отрицал партнерство с Черным и утверждал, что тот лишь был его «крышей» — обеспечивал в начале 1990-х защиту его бизнесу. Статья в Telegraph тоже вышла в июле 2012 года и описывала слушания в Высоком суде Лондона, где Черной требовал от Дерипаски 1 млрд долларов за потерю доли в «Русале». — Врезка К.ру

Санкции в отношении Дерипаски были введены в апреле 2018 года. Вместе с Дерипаской под санкции попали связанные с ним «Базовый элемент», «Русские машины», группа ГАЗ, En+ и подконтрольные ей UC Rusal и «Евросибэнерго». Ограничительные меры предполагали запрет для американских граждан на ведение любого бизнеса с этими компаниями и заморозку всех активов в США.

В январе 2019 года Минфин снял санкции с En+, UC Rusal и «Евросибэнерго». При этом американская сторона потребовала, чтобы Дерипаска сократил свою долю в холдинговой структуре En+ так, чтобы он не мог осуществлять над ними контроль. Предприниматель согласился на это условие, снизив долю в En+ c 70 до 44,95%. Сейчас Дерипаска и другие его компании остаются в черном списке США, для группы ГАЗ до 8 ноября действует отсрочка от вступления санкций в полную силу.