Олег Дерипаска винит западные СМИ в санкциях

Бизнес

Олег Дерипаска винит западные СМИ в санкциях

Для чего Олег Дерипаска судится с тремя крупнейшими англоязычными изданиями?
24.09.2019

Основатель «Русала» и владелец Группы ГАЗ считает, что публикации в The Nation, The Times и The Telegraph стали поводом для введения против него персональных санкций в 2018 году. Вопреки своеобразной традиции отстоять своё честное имя он решил не в Лондоне и не в Нью-Йорке, а в Арбитражном суде Краснодарского края. Что это: простая человеческая обида или тонкий расчёт?

В этом деле есть два забавных момента. Первый: все три спорных материала были опубликованы больше 10 лет назад. До этого момента Дерипаска, по-видимому, не пытался доказать их недостоверность. Во-вторых, иск против двух британских газет и американского журнала подан в России. Казалось бы, «алюминиевому королю» не привыкать судиться за границей, но в этом случае он почему-то решил довериться российскому правосудию.

Вполне возможно, что дело будет тянуться долго. Из картотеки дел краснодарского суда следует, что первое заседание по иску миллиардера назначено на 12 декабря. Что именно решил оспорить Олег Дерипаска, пока не ясно. Но мы можем предполагать, что его иск связан в том числе со статьёй The Nation от 1 октября 2008 года. Главный герой материала не столько основатель «Русала», сколько ныне покойный американский сенатор Джон Маккейн. Осенью 2008-го на выборах президента США он был кандидатом от Республиканской партии, но проиграл Бараку Обаме.

Так вот, накануне выборов журналисты The Nation Марк Эймс и Ари Берман, по сути, опубликовали компромат на Маккейна.

В своей статье они доказывают, что вопреки своей русофобской риторике сенатор мог иметь тесные отношения с российскими бизнесменами и политиками. По версии авторов, одним из результатов этого сотрудничества стал референдум о независимости Черногории.

Эймс и Берман пишут, что в продвижении референдума в 2006 году активно участвовала лоббистская фирма «Дэвис Манафорт» (Davis Manafort), принадлежащая руководителю предвыборной кампании Маккейна в США Рику Дэвису и будущему герою скандала о «российском вмешательстве» в выборы 2016 года Полу Манафорту. Услуги этой фирмы якобы оплачивали представители российского бизнеса, скупившие «огромные куски промышленности» в Черногории. В частности, известно, что в середине 2005 года структуры Дерипаски приобрели крупный алюминиевый завод KAP.

Судя по всему, Дэвис и Манафорт работали на Балканах не без ведома Джона Маккейна. Подтверждением этому может служить фотография с вечеринки по случаю 70-летия сенатора, которую также опубликовал The Nation. Вечеринка была организована в августе 2006 года на яхте в Которском заливе. По данным американского журнала, в тот же день в заливе пришвартовалась одна из крупнейших в мире яхт Queen K, принадлежащая Олегу Дерипаске.

Эймс и Берман пишут, что якобы это была не первая встреча американского сенатора Маккейна и российского миллиардера. Рик Дэвис познакомил их в январе 2006 года на вилле в швейцарском Давосе.

Помимо этой истории в своей статье журналисты The Nation вспомнили и о «криминальных алюминиевых войнах» в России 90-х, и о том, как Олегу Дерипаске закрыли въезд в США в 1998 году, и о том, как он неоднократно беседовал с агентами ФБР. Не обошли они стороной и работу Пола Манафорта на Виктора Януковича во времена первого украинского майдана, которая, судя по всему, тоже оплачивалась российскими деньгами.

В 2016 году Манафорт руководил избирательной кампанией нынешнего президента США Дональда Трампа. Собственно, послужной список этого человека и стал поводом для истерии вокруг «российского вмешательства» в американские выборы, которая не утихает до сих пор.

И вот осенью 2019 года Олег Дерипаска, по-видимому, захотел дезавуировать публикации в англоязычных СМИ через Арбитражный суд Краснодарского края. Вполне вероятно, что суд встанет на сторону истца. Но вряд ли это поможет миллиардеру выйти из-под западных санкций. Тогда зачем Дерипаска подал этот иск?

КОНКРЕТНО

Информация об исках Олега Дерипаски против The Nation, The Telegraph и The Times появилась практически одновременно с громким заявлением главы «Ростеха» Сергея Чемезова. В интервью РБК руководитель корпорации дал понять, что государство не планирует выкупать у Дерипаски попавшую под санкции Группу ГАЗ, поскольку тот хочет получить за проблемный актив слишком большую цену. По всей видимости, тяжба с англоязычными журналистами должна укрепить имидж Дерипаски – жертвы западных санкций, чтобы ему было проще поправить дела за счёт государственных денег.

А как же его слова о том, что он, как большой патриот, готов отдать всё государству по первому требованию? Контроль в «Русале» он без вопросов передал американским акционерам, чтобы спасти компанию от санкций. Похоже, что обида за потерянные деньги убивает любые высокие чувства.