Михаил Гуцериев испугался своего триллионного долга

Бизнес

Михаил Гуцериев испугался своего триллионного долга

Бизнесмен заказал 31 пост  в Telegram, очерняющих журналистов Forbes, расследовавших его предбанкротное состояние.
25.10.2019

Что не так с публикациями про Forbes

С начала конфликта российского Forbes с семьёй Михаила Гуцериева — с 11 октября по 23 октября в телеграм-каналах появились 38 сообщений о владельце издающей российский Forbes компании Магомеде Мусаеве, в 31 сообщении упоминается и гендиректор российского Forbes Эльмар Муртазаев, подсчитала «Медиалогия» по просьбе «Открытых медиа».

Лишь в пяти случаях телеграм-каналы писали о Муртазаеве нейтрально, во всех остальных постах о нём говорилось в негативном ключе. О Мусаеве же писали исключительно негативно. Раньше оба этих медиаменеджера авторов телеграм-каналов не интересовали: «Медиалогия» не зафиксировала ни одного упоминания Мусаева или Муртазаева с 28 сентября по 10 октября.

«Открытые медиа» нашли в телеграме больше десятка постов с упоминанием владельца российского Forbes и гендиректора издающей журнал компании, а также несколько десятков репостов этих постов другими каналами. К полудню 24 октября эти сообщения набрали в сумме больше 500 тыс. просмотров.

Почти все эти посты посвящены прошлому Магомеда Мусаева, долгах и текущих проблемах российского Forbes, а также обвинениям в публикации журналистами Forbes заказных материалов и в торговле местами в публикуемых журналом рейтингах.

Почти во всех телеграм-постах оперируют одни и те же факты и утверждения. Например, «Силовики», «Кролик с Неглинной», «Дабл Ять», «Кремлёвский мамковед» утверждают, что из-за действий Муртазаева Forbes накопил долги за электричество, что привело к отключению электроэнергии в редакции (отключение действительно было, но в июле 2018 года, когда журналом ещё владел бизнесмен Александр Федотов, а Муртазаева ещё не назначили руководить Forbes). «Медиатехнолог», «Силовики», «Мысли-НеМысли» рассказывают об увольнении в 2009 году Магомеда Мусаева с поста гендиректора ВДНХ после того, как Генпрокуратура обнаружила, что при нём выставочный комплекс потерял на аренде павильонов 1 млрд рублей (Генпрокуратура действительно проводила такую проверку, однако не стала требовать от Следственного комитета возбуждать дело). «Кролик с Неглинной» и «Кстати» и вовсе опубликовали идентичные сообщения как свои собственные.

Все эти посты были опубликованы с 18 по 22 октября телеграм-каналами, у которых в сумме насчитывается больше 800 тыс. подписчиков, самый крупный из них — «Дабл ять» с 202 тыс. подписчиками. Некоторые сообщения репостили крупные каналы — например, «Незыгарь» с 249 тыс. подписчиками и «Бойлерная» с 203 тыс. читателями.

Цена вопроса

Телеграм-каналы заинтересовались гендиректором и владельцем Forbes через несколько дней после начала конфликта между журналом и семьёй миллиардера Михаила Гуцериева. 11 октября Forbes опубликовал статью, в которой утверждал, что долг компаний, принадлежащей Гуцериеву и членам его семьи, превысил 1 трлн рублей. В тот же день группа «Сафмар» Гуцериева объявила этот материал «откровенной ложью и дискредитацией группы» и «образчиком коррумпированной и самой дешёвой бульварной журналистики», а названную Forbes сумму долга — «безумной». А 15−16 октября несколько СМИ, в том числе «Московский комсомолец», «Комсомольская правда» правительственная «Российская газета» написали практически идентичные материалы, поддерживающие точку зрения «Сафмара».

Один из пиар-посредников предлагал авторам опубликовать посты с обвинениями в «джинсе» Forbes, его владельцев и журналистов, рассказал «Открытым медиа» администратор телеграм-канала с несколькими десятками тысяч подписчиков (этот канал отказался от такого предложения). Посредник не называл заказчика этой кампании, говорит собеседник «Открытых медиа». Всю пиар-кампанию против Forbes он оценил в несколько сотен тысяч рублей.

О том, что такой посредник действительно предлагал написать «заказуху» против Forbes и его сотрудников, сообщил и небольшой телеграм-канал «Полный абандон». «Даже нашему маленькому каналу прилетало в личку предложение облить грязью журналистов Тофанюк, Титову, Милюкову и шеф-редактора Мазурина. Участвовать в таком не хотим и другим не советуем. Мир-то тесный, дом — стеклянный», — говорится в посте в этом канале. Автор «Полного абандона» также связывает это предложение с конфликтом Гуцериева и Forbes.

Это действительно пиар-кампания в духе 90-х с «заказухой» в СМИ и телеграм-каналах, заявил «Дождю» Эльмар Муртазаев. Издающая российский Forbes компания подала иск к группе «Сафмар» с требованием опровергнуть сделанные ей обвинения в адрес журнала и его сотрудников.

Все публикации стоили заказчику недорого — не больше миллиона рублей, считает автор телеграм-канала с 30 тыс. подписчиками (этот канал тоже не стал участвовать в пиар-кампании). Заказчику не удалось договориться с действительно крупными телеграм-каналами, в которых такие услуги стоят дорого, отмечает он.

Средняя стоимость размещения рекламы в телеграме — 50−100 тыс. рублей за каждые 10 тыс. пользователей, заявил «Открытым медиа» вице-президент АКАР Михаил Симонов. Он отметил, что эта информация основана на его собственном опыте — он сам занимается размещением рекламы в телеграм-каналах. Таким образом, реклама в сообществах с суммарным объёмом подписчиков в 800 тыс. человек должна была обойтись заказчику в 4−8 млн рублей.

Вице-президент группы «Сафмар» Эдуард Саркисов отказался отвечать на вопросы «Открытых медиа» о причастности семьи Михаила Гуцериева к заказанной кампании против Forbes. «Считаем их (вопросы. — ОМ) провокацией журналистов „Форбс“ и примкнувших к ним журналистов „Открытых медиа“», — заявил он. Саркисов также пообещал, что «эти вопросы будут фигурировать в суде как доказательство травли группы „Сафмар“ со стороны „Форбс“ и „Открытых медиа“».